Собеседования по устройству на работу
В своей трудовой деятельности мне часто приходилось менять работу. Это не всегда было связано с закрытием фирм/организаций или с получением другого образования. Чаще мне хотелось попробовать себя в другом статусе или роли.
Но в любом случае у меня богатый опыт прохождения собеседований как в России, так и в Швейцарии.
Наверное основной вопрос, который может возникнуть - это есть ли принципиальная разница в собеседовании в России и в Швейцарии?
В общем-то, нет. Если документы и квалификация устраивает работодателя, то технически, все в общих чертах так же.
Мой путь к первому рабочему месту в Швейцарии был не прост и растянулся на годы. Это было связано, как с необходимостью изучения немецкого языка, так и с получением рабочего опыта по моей специальности именно в Швейцарии.
Помню одно из первых своих собеседований в компанию Shell, занимающуюся переработкой нефти.
На этот момент я проходила практику в Департаменте Клинических Исследований при Бернском Университете, где возможность трудоустройства была очевидной. Но наука в Швейцарии не принадлежит государству, гранты на исследования научные работники - авторы идей, сами должны для себя искать, рассылая массу писем с предложениями и научными выкладками. И вот когда уже такое согласие на спонсирование исследований было получено, я выдохнула, но в последний момент спонсоры отказались от участия в разработках и в лабораторию не попала ни только я, но так же пострадал и штат сотрудников, в связи с сокращением рабочих мест. Однако, та атмосфера научного коллектива, была мне очень близка, и я просто мечтала попасть в подобный коллектив молодых умных голов). К сожалению, других предложений при Бернском Университете для меня не было и я начала поиск работы на других предприятиях.
Поэтому когда я увидела объявление о работе в компании Shell с занятостью 60% (именно такую максимальную занятость я искала, т.к. у меня еще была совсем юная дочь), я просто вцепилась в него.
Компания по переработке нефти, как мне казалось, по аналогии с Россией, там должны быть одни из самых высоких зарплат. Все остальное было не совсем мое: большая фирма, я совершенно не вписываюсь в заводские многосотенные коллективы, работа с нефтепродуктами, это не самое приятное в химии). Однако, к собеседованию я тщательно подготовилась и готова была идти на работу хоть на следующий день. В любом случае, для меня было важно Начать работать!
Здание завода находилось в Берне. К назначенному времени я была у проходной, меня встретила работница кадрового отдела и проводила в просторный кабинет начальника лаборатории.
Я очень волновалась. Это было не первое мое собеседование, и я была настроена на победу, во что бы то ни стало!)
Мы обсудили мой опыт, график работы, зарплату и потом практически минут через 20 общего разговора перешли на тему погоды, отдыха во Франции, где мы обычно отдыхали летом, снимая квартиру на Лазурном берегу у наших друзей.
Разговор из делового перешел в какой-то степ, если можно так сказать. От напряжения не осталось и следа. Мы периодически возвращались к теме работы, обсуждали возможность парковки, доступности общественного транспорта и прочие технические вопросы. Вопрос о том, что меня берут, просто был снят, тон разговора указывал на взаимную симпатию. Мне предложили осмотреть лабораторию, где мне предстояло работать. Для этого нужно было надеть спецодежду: ботинки 🙈 со специальной защитой и еще какую-то куртку ядовито-оранжевого цвета. Я внутренне сжалась от этой спецодежды. Я привыкла к белым халатам - это и так скрывало многое, что можно было бы показать женщине на рабочем месте, а тут ботинки, не туфли на шпильке или просто красивая обувь, а настоящие рабочие ботинки и куртка.
Но худшее меня ждало в лаборатории.
Сначала меня провели в маленькую комнату без окон, похожую на кладовку или тамбур, где один из работников размешивал в пластиковой бочке какую-то нефтяную пасту. Несмотря на вентиляцию запах стоял ужасный. В следующем помещении находилась лаборатория. Вдоль стен стояли вытяжные шкафы с различными приборами для анализа нефтяных фракций и готовых продуктов. Весь вид этой лаборатории не только не шел в сравнение с биолабораторией, где я проходила практику, но и был мне просто неприятен. Запах нефти и ее продуктов. Все было в жирных следах. Вместо белых халатов, сотрудники носили синие рабочие, да это было и понятно, ведь белый халат превратиться в черный за несколько дней. Конечно, я не подала виду и мило улыбалась и знакомилась со всеми сотрудниками.
Мы вернулись в комнату переговоров, мне предложили “самую высокую” зарплату, со слов женщины кадрового отдела. И мне дали один день подумать, дать свой ответ.
Я мучалась недолго, поняв, что не только не смогу принять подобное предложение, но скорее всего от лабораторных запахов у меня может возобновиться мой хронический бронхит, и так как вопрос о возможной аллергии уже поднимался на собеседовании, я написала вежливое письмо с отказом от работы, сославшись на очень высокую чувствительность к запахам, которая сродни аллергии. В ответ меня благодарили за честность и пожелали успехов в трудоустройстве.
Вот так прошло одно из моих удачных собеседований. Могу сказать, что переход от делового тона к человеческому часто, не всегда, очень благотворно влияет на исход таких, казалось бы серьезных собеседований.